Основной узел любой моторной техники — двигатель. И он же чаще всего является и самым сложным и дорогостоящим её узлом, от уровня его исполнения нередко зависит и ресурс всего агрегата, на котором он установлен. Хотя зависимость тут не прямая. Если двигатель на технике вышел из строя и его ремонт признан нецелесообразным, перед пользователем встаёт вопрос или о покупке новой техники, или о смене только двигателя. И тут уже на первый план выходит вопрос целесообразности затрат. Если речь идёт о какой-то простой и недорогой технике, вроде газонокосилки, большинство (но не все) предпочтут «обновить» её целиком. Другое дело — мощный и технически сложный аппарат — вроде мощной мини-электростанции, мотоблока, садового трактора или другой самоходной машины. Тут, наоборот, большинство предпочтёт сменить мотор, а не всю машину.
В общем, бензиновые двигатели всех типоразмеров являются весьма востребованными «запчастями» для многих видов моторной техники малой и средней мощности — как для замены, так и для конструирования различных самодельных машин.
Производителей подобных моторов (их называют двигателями общего назначения) на рынке представлено довольно много, хотя и меньше, чем производителей конечной продукции. Но большинство из них ограничиваются выпуском только «массовых» моделей — невысокой мощности (в 10–15 «заявленных» лошадиных сил), с небольшой стоимостью и соответствующим ресурсом.
Более мощные двигатели в основном ставятся на технику профессионального назначения, поэтому «упрощённое» исполнение для них не годится. Подобное расширение производства требует значительных вложений в разработку и выпуск, большой ответственности и высокого уровня качества. И чтобы удерживаться на этом рынке, производителю необходимо прикладывать очень много усилий: обеспечивать соответствие постоянно ужесточающимся экологическим требованиям, разрабатывать и выпускать новые модификации под различные модели техники. При том что количество продаж таких моторов значительно меньше. Как следствие — и «игроков» на этом рынке гораздо меньше. Позволить себе такое расширение номенклатуры могут только те, кто уже добился успехов в выпуске «малых» моторов и заработал себе хорошую репутацию.
Надо отметить, что мощные двигатели общего назначения отличаются не только высоким уровнем качества, но и высокой технической сложностью. Большинство из них, за редкими исключениями, выпускается в двухцилиндровом исполнении. Также очень многие новые технические решения «обкатываются» сначала именно при производстве мощных двигателей. В частности, в последнее время эти моторы всё чаще оснащают системой электронного впрыска топлива («инжектором») вместо традиционного карбюраторного питания.
Бензиновый двигатель Zongshen GB680FE
для силовой техники
ДВИГАТЕЛЬ: двухцилиндровый; OHV; 680 см³; горизонтальное расположение коленвала; ручной и электрический запуск
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: не укомплектован
ОБЪЁМ МАСЛА В КАРТЕРЕ: 1,5 л
ДИАМЕТР ГИЛЬЗЫ/ ХОД ПОРШНЯ: 78,0/ 71,0 мм
ТИП ГИЛЬЗЫ: чугунная
КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ: 42,0 Н*м при 2800 об/мин
МОЩНОСТЬ: номинальная — 14,5 кВт (20,0 л. с.) при 3600 об/мин; максимальная — 17,6 кВт (24,0 л. с.)
РАСХОД ТОПЛИВА: 3,8 л/ч
ГАБАРИТЫ: 464×428×456 мм
ОСОБЕННОСТИ: электростартёр; катушка 12 В, 150 Вт; диаметр вала — 24,5 мм
ВЕС (сухой): 42,5 кг
ЦЕНА (Москва, февраль 2022 г.): 83 990 руб.
Zongshen — китайская компания, образованная 30 лет назад и за это время прошедшая путь от «гаражной мастерской» до крупнейшего в Китае и одного из крупнейших в мире производителей двигателей общего назначения и другой моторной техники. Сейчас Zongshen, наряду с Briggs&Stratton и Honda, входит в «большую тройку» по объёмам выпуска двигателей и ассортименту. Основное конкурентное преимущество Zongshen — невысокая цена при весьма высоком уровне качества.
Zongshen GB680FE — двухцилиндровый двигатель с горизонтально расположенным коленвалом, рассчитанный на профессиональное использование — например, для работы на тракторах, снегоходах, затирочных машинах, пилорамах. «Два цилиндра» — далеко не единственное техническое отличие таких двигателей от одноцилиндровых. Все подобные модели имеют систему смазки «автомобильного» типа, то есть со встроенным масляным насосом и сменным масляным фильтром. Для охлаждения масла предусмотрен небольшой «выносной» радиатор. Подобные меры позволяют увеличить ресурс самого двигателя и реже проводить замену масла.
Из характерных особенностей этой модификации отметим наличие и электрического, и ручного запуска, а также глушителя. Модель укомплектована «катушкой» — альтернатором, вырабатывающим электроэнергию (постоянный ток, 12 В) для зарядки аккумулятора и питания бортовой сети техники, на которую установлен этот двигатель.
Бензиновый двигатель Zongshen GB750FE
для садовой, самоходной и силовой техники
ДВИГАТЕЛЬ: цилиндровый; OHV; 750 см³; горизонтальное расположение коленвала; ручной и электрический запуск
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: не укомплектован
ОБЪЁМ МАСЛА В КАРТЕРЕ: 1,5 л
ДИАМЕТР ГИЛЬЗЫ/ ХОД ПОРШНЯ: 82,0/ 71,0 мм
ТИП ГИЛЬЗЫ: чугунная
КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ: 47,0 Н*м при 2800 об/мин
МОЩНОСТЬ: номинальная — 16,0 кВт (22,0 л. с.) при 3600 об/мин; максимальная — 22,1 кВт (30,0 л. с.)
РАСХОД ТОПЛИВА: 3,8 л/ч
ГАБАРИТЫ: 464×428×456 мм
ОСОБЕННОСТИ: электростартёр; катушка 12 В, 240 Вт; диаметр вала — 24,5 мм
ВЕС (сухой): 43,5 кг
ЦЕНА (Москва, февраль 2022 г.): 99 990 руб.
Основные особенности и область применения у этого двигателя такие же, как и у Zongshen GB680FE: он тоже рекомендуется для установки на самоходную технику, некоторые виды строительного оборудования, пилорамы… И точно так же этот двигатель оборудован «автомобильной» системой смазки под давлением: с насосом, сменным масляным фильтром и радиатором охлаждения масла. Но эта модель отличается ещё одной «автомобильной» особенностью — сменными коренными и шатунными вкладышами коленвала. Износ посадочных мест («постелей») и шеек коленвала при работе — естественный процесс, а применение вкладышей позволяет с минимальными затратами продлить ресурс всего двигателя.
Двигатель укомплектован альтернатором, «выдающим» ток 20 А,— для подзарядки аккумулятора и питания бортовой сети техники. Заметим, что оригинальной особенностью представленных здесь Zongshen GB680FE и Zongshen GB750FE является наличие не только электрического, от стартёра, но и ручного запуска — посредством тягового троса. У сходных по параметрам двигателей других производителей ручной запуск обычно не предусмотрен. Считается, что завести такой мотор вручную будет слишком тяжело. Но, с другой стороны, пуск вручную — полезная особенность: в случае разряда батареи у пользователя остаётся возможность завести двигатель, к тому же такой мотор можно поставить на технику, вообще не имеющую аккумулятора.
Бензиновый двигатель Zongshen GB750EFI
для садовой, самоходной и силовой техники
ДВИГАТЕЛЬ: двухцилиндровый; OHV; 750 см³; горизонтальное расположение коленвала; ручной и электрический запуск
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: не укомплектован
ОБЪЁМ МАСЛА В КАРТЕРЕ: 1,5 л
ДИАМЕТР ГИЛЬЗЫ/ ХОД ПОРШНЯ: 82,0/ 71,0 мм
ТИП ГИЛЬЗЫ: чугунная
КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ: 47,0 Н*м при 2800 об/мин
МОЩНОСТЬ: номинальная —16,0 кВт (22,0 л. с.) при 3600 об/мин; максимальная — 22,1 кВт (30,0 л. с.)
РАСХОД ТОПЛИВА: 3,4 л/ч
ГАБАРИТЫ: 464×428×456 мм
ОСОБЕННОСТИ: электростартёр; катушка 12 В, 240 Вт; диаметр вала — 24,5 мм
ВЕС (сухой): 43,5 кг
ЦЕНА (Москва, февраль 2022 г.): 109 990 руб.
Для всех двигателей общего назначения, вне зависимости от размеров и производителей, характерно исполнение одной модели во множестве разновидностей. Различия могут быть как небольшими, так и существенными — они касаются, к примеру, типа установленного воздушного фильтра, наличия или отсутствия электрозапуска, исполнения цапфы выходного вала… Эта модель — модификация Zongshen GB750, отличающаяся от неё весьма серьёзно, причём даже внешне. Основное отличие — тип системы питания. Здесь установлена система впрыска топлива (EFI, или, проще говоря, «инжектор») с электронным управлением и топливным насосом высокого давления. Подобные двигатели даже у именитых производителей начали появляться только в последние годы. Их преимущество — более устойчивая работа на переходных режимах, при смене нагрузки или частоты вращения вала двигателя. Механическому карбюратору требуется время, чтобы «отреагировать» на изменение условий работы. Электроника справляется с этой задачей гораздо быстрее. Заодно «инжектор» требует меньших затрат на техническое обслуживание и обеспечивает более точное дозирование и в конечном счёте экономию топлива. Данная модификация двигателя укомплектована катушкой 20 ампер и рассчитана на электрический запуск — от встроенного электростартёра. Единственный недостаток «инжекторных» двигателей — более высокая стоимость в сравнении с карбюраторными. Но уже очевидно, что число и ассортимент «инжекторов» будет только возрастать: ужесточение экологических норм во многих странах приведёт к тому, что технику с устаревшими карбюраторными моторами там просто прекратят продавать.
Бензиновый двигатель Zongshen GB1000FE
для садовой, самоходной и силовой техники
ДВИГАТЕЛЬ: двухцилиндровый; OHV; 999 см³; горизонтальное расположение коленвала; электрический запуск
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: не укомплектован
ОБЪЁМ МАСЛА В КАРТЕРЕ: 2,5 л
ДИАМЕТР ГИЛЬЗЫ/ ХОД ПОРШНЯ: 90,0/ 78,5 мм
ТИП ГИЛЬЗЫ: чугунная
КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ: 71,0 Н*м при 2800 об/мин
МОЩНОСТЬ: номинальная — 24,0 кВт (33,0 л. с.) при 3600 об/мин; максимальная — 25,7 кВт (35,0 л. с.)
РАСХОД ТОПЛИВА: 3,8 л/ч
ГАБАРИТЫ: 575×515×465 мм
ОСОБЕННОСТИ: электростартёр; катушка 12 В, 240 Вт; диаметр вала — 28,575 мм
ВЕС (сухой): 57,0 кг
ЦЕНА (Москва, февраль 2022 г.): 159 990 руб.
Наиболее мощная на сегодняшний день модель в линейке бензиновых двигателей серии Zongshen GB. И вообще — один из самых мощных в этой категории двигателей во всём мире. Запуск у Zongshen GB1000 — только электрический. Модификаций с ручным пуском нет. Альтернатор — встроенный, с выходным током 20 А.
Основные особенности у этой модели такие же, как и у менее мощных двигателей в линейке. Система смазки — под давлением, со сменным масляным фильтром и радиатором охлаждения масла, коленчатый вал — с вкладышами. Основные органы управления выведены на небольшую панель, крепящуюся на боковине корпуса. Отдельно стоит отметить, что двигатель поставляется в сборе с глушителем. Эта особенность выгодно отличает двигатели Zongshen GB от аналогов других представленных здесь производителей. Те предлагают глушители только в качестве опции.
Для подачи топлива из бака все представленные здесь карбюраторные двигатели комплектуются вакуумным топливным насосом. Сам бензобак в комплект поставки не входит. В этой категории выпускать моторы с установленным баком практически бессмысленно: у техники, на которой применяются подобные двигатели, бак практически всегда располагается отдельно и может иметь разнообразные формы и размеры.
Кроме ряда перечисленных в этом обзоре параметров, при подборе двигателя пользователю необходимо указывать и ещё некоторые. В частности — уточнить присоединительные размеры для крепления двигателя на технику, а также размеры и особенности исполнения выходного вала. Впрочем, это несложно, необходимые данные всегда можно уточнить в документации на технику.
Для тракторов, райдеров и косилок с сиденьем, вездеходов, затирочных и шлифовальных машин, бурильного оборудования. Расположение вала - горизонтальное, объем двигателя - 999 см3, максимальная мощность - 40 л.с. (29.5 кВт), запуск двигателя электрический, вал: D=28.575, L=84.5 мм, вес - 55 кг.
Для затирочных машин, строительного оборудования, вездеходов, мотопомп. Расположение вала - горизонтальное, объем двигателя - 999 см3, максимальная мощность - 35 л.с. (25.7 кВт), запуск двигателя электрический, вал: D=28.575, L=84.5 мм, вес - 57 кг.
Для затирочных машин, строительного оборудования, вездеходов, мотопомп. Расположение вала - горизонтальное, объем двигателя - 750 см3, максимальная мощность - 30 л.с. (22 кВт), запуск двигателя электрический, вал: D=25.4, L=77 мм, вес - 45 кг.
Для затирочных машин, строительного оборудования, вездеходов, мотопомп. Расположение вала - горизонтальное, объем двигателя - 750 см3, максимальная мощность - 30 л.с. (22 кВт), запуск двигателя электрический, вал: D=25.4, L=77 мм, вес - 43.5 кг.
Для затирочных машин, строительного оборудования, вездеходов, мотопомп. Расположение вала - горизонтальное, объем двигателя - 679 см3, максимальная мощность - 24 л.с. (17.6 кВт), запуск двигателя электрический, вал: D=25.4, L=77 мм, ёмкость масляного картера - 1.5 л, вес - 46.5 кг.