Шнек и ротор
Шнек — первая ступень двухступенчатого снегоуборщика, состоит из двух зеркально выполненных «спиралей». Эти части крепятся на выходном валу червячного редуктора, имеющего привод от двигателя. При работе подающийся к шнеку снег пододвигается к середине ковша и попадает в полость, где располагается вторая ступень снегоуборщика — ротор с лопатками, крепящийся на входном валу редуктора. Ротор вращается гораздо быстрее червяка, что обеспечивает высокую дальность выброса. Примерно можно считать, что при частоте вращения вала двигателя в 3000 об/мин частота вращения ротора составляет где-то 1000 об/мин, а шнека — порядка 100 об/мин. Порядок цифр примерно такой, но, конечно, у разных моделей передаточные числа могут отличаться.
Среднее паспортное значение дальности выброса при таких условиях — 10–15 метров. Реальное, разумеется, зависит от ветра и параметров самого снега и, скорее всего, будет меньше. Исполнение спиралей шнека на разных моделях и тем более у разных производителей различается. Вал шнека, точнее его ступица, представляет собой трубу, надетую на ось редуктора. Она может быть или целиковой, во всю длину, или составной. Чаще встречается первое исполнение, но и тут есть варианты. На ступице могут крепиться две спиральные полосы, «растянутые» на один оборот по всей ширине вала, на манер пружины. В результате получается лёгкий и достаточно прочный шнек. Как вариант на валу крепится несколько одинаковых сплошных дисковых спиралей, штампованных из стального листа. Конечно, такая конструкция тяжелее, но и прочнее, к тому же «диск» передвигает ко второй ступени практически весь собранный снег без потерь, а у «спиралей» значительная часть снега просыпается между витками.
Иногда спиральные шнеки обозначают термином «усиленные», хотя этот термин могут применять к шнекам всех видов, тогда разобраться, что на этот раз производитель имел в виду под словом «усиленный», становится сложнее. Составные шнеки обычно выглядят так же, как целиковые, с дисковыми спиралями, но каждая такая спираль закреплена на отдельной ступице.
Для крепления шнеков к валу используются специальные срезные болты или стальные пальцы со шплинтами: если в процессе работы в ковш попадёт посторонний предмет и шнек заклинит, разрушится срезной элемент, а дорогостоящий шнек останется цел. Запасные срезные элементы идут в комплекте снегоуборщика, могут крепиться в гнёздах на его корпусе или панели управления. Поставить их взамен срезанных несложно, заменять на первые попавшиеся болты не стоит, иначе в дальнейшем можно испортить сам шнек. Если половинки шнека целиковые, для их крепления достаточно двух срезных элементов, по одному на каждую сторону, для сборных шнеков нужно больше, по числу отдельных частей. Преимущество сборных шнеков в том, что при срезании одного элемента работу ещё можно закончить, не занимаясь ремонтом на морозе. С «цельными» шнеками так не получится.
Форма рабочей поверхности у шнека может быть гладкой или зубчатой, причём к некоторым подходит определение «с агрессивными зубьями», у многих компаний форма зубьев и спиралей патентована и имеет какое-нибудь звучное иностранное название. Считается, что чем «зубастее» шнек, тем лучше он будет справляться с твёрдым снегом и льдом. Правда, если речь идёт о постоянно очищаемой территории, столько сугробов на ней вряд ли удастся найти. Обычно приходится убирать свежий, ещё не слежавшийся снег, и тут, наоборот, чем меньше промежутков между зубьями, тем меньше снега просыплется между ними, тем быстрее этот снег «дойдёт» до ротора. Впрочем, тут есть ещё одно соображение: «зубастый» шнек эффектно выглядит, что важно при продаже. В тех же маркетинговых целях шнек и ковш снегоуборщиков красят в яркие цвета, причём почти всегда разные.
Шнеки обычно чёрные, реже красные или жёлтые, ковш — чаще всего красный, иногда жёлтый. Остальные цвета встречаются реже.
Оси редуктора могут опираться на ковш через втулки, такое исполнение встречается у недорогих моделей, или устанавливаться на подшипники. Сам редуктор — вполне обыкновенная червячная передача. Чаще всего он обслуживаемый (встречаются и необслуживаемые), разборный, корпус изготавливают из алюминия. На мощных моделях, рассчитанных на большие нагрузки, могут ставить и редукторы в чугунном корпусе. Иногда редуктор крепится к верхней части ковша дополнительной стальной растяжкой.
Ковш
От его размеров зависят ширина и максимальная высота уборки снега за один проход. Но и цена тоже зависит, причём очень сильно: даже при прочих равных условиях несколько «дополнительных» сантиметров ширины обходятся в заметную сумму. Ковш изготавливается из стали. По его центру расположено крепление вала ротора, по бокам — опоры для подшипников (или втулок) валов шнека. Довольно часто ковш оборудуется креплением для лопатки (или лопатки, совмещённой со щёткой), которой очищают снегоуборщик после работы. К нижней части шнека на болтах крепится сменный подрезной нож — стальная пластина. Сам шнек и подрезной нож при работе не должны касаться земли, иначе малейшие неровности приведут к резкому возрастанию нагрузок на ковш, а машина всё-таки рассчитана на уборку снега, а не на разравнивание поверхностей. Поэтому снизу на боковины ковша крепят «лыжи» — стальные опорные башмаки, имеющие возможность регулировки по высоте. Обычно после износа одной стороны лыжи её можно перевернуть.
Изредка вместо крепёжных отверстий в подрезном ноже делают прорези, и появляется возможность небольшого изменения её высоты. Таким образом, заодно можно поменять угол подрезки снега. Иногда встречаются разновидности исполнения, при которых обе лыжи и подрезной нож выполнены единой деталью.
Диаметры шнеков, роторов, ширина и высота ковша (а также размер пневматических колёс) обычно указываются в дюймах. Конечно, у нас они переводятся в сантиметры и округляются, просто не стоит удивляться «не круглым» цифрам при обозначении этих параметров. К примеру, самый ходовой диаметр шнека — 305 мм (12 дюймов), но его могут округлить до 300 мм.
Иногда на мощных моделях снегоуборщиков к боковинам ковша крепят две направляющие для подрезки сугробов. Выдвигать их имеет смысл, если высота сугроба превышает высоту самого ковша. На средних по мощности моделях направляющие обычно в комплект не входят, но часто имеется два отверстия для их крепления на боковинах. Если они действительно будут нужны — их можно приобрести или сделать самостоятельно — по сути это просто стальные полосы.
Привод
Все двуxступенчатые снегоуборщики устанавливаются на пневматические колёса или гусеницы. Колёса снегоуборщиков, естественно, с «зимней» резиной и хорошо развитым протектором, иногда тоже с каким-нибудь красивым иностранным названием. Самый простой вариант конструкции привода — его отсутствие: двигатель с колёсами никак не связан, машину придётся перемещать самостоятельно. Это значительно удешевляет конструкцию, но снегоотбрасыватели без привода относятся к наиболее простым в любой линейке: машины довольно тяжёлые, долго толкать их — сил не хватит. Большинство моделей относятся к самоходным.
Гусеничный привод снегоуборщика может быть с двумя либо тремя катками. Он, разумеется, дороже, часто встречается у моделей профессионального класса. Гусеничные снегоуборщики удобны, если требуется работа на каких-либо склонах и обледеневших поверхностях, но обычно несколько более «медлительные». Стоит учитывать и то, что колёсный аппарат можно перемещать с выключенным двигателем, гусеничный — не получится.
Трансмиссия
Прежде чем перейти к прочим особенностям снегоуборщиков, рассмотрим вопрос «что внутри?». Двигатель на снегоуборщике один, располагается выходным валом вперёд по направлению движения. Крутящий момент с двигателя передаётся на два независимых механизма: шнек и колёса (или гусеницы). Со шнеком всё довольно просто: ременная передача с прижимным роликом, дальше вал червяка с закреплённым на нём ротором, редуктор и сам шнек. Эти узлы практически идентичны у всех снегоотбрасывателей, а вот системы привода иногда различаются.
Наиболее часто используется механический привод с несколькими передними и задними передачами. Конструкции привода могут различаться, но те узлы, которые подлежат регулировке, более или менее одинаковы. В любом случае это целый набор понижающих передач, поскольку частота вращения двигателя и колёс должна различаться… примерно так раз в пятьдесят и более. Во-первых, это ременная передача от двигателя, практически аналогичная той, что идёт к шнеку. Во-вторых — механизм перемены передач. «В-третьих» тоже есть, обычно это цепная передача к оси колёс, но там обслуживаться, да и ломаться нечему.
Как правило, снегоуборщик имеет до шести передних и пару задних передач. «Высшие» передачи используют только для транспортировки, первые четыре — для работы. Шестерёнчатая коробка для такого количества — излишество, поступают проще: к ведущему диску, перпендикулярно ему, прижимается фрикционное колесо, имеющее возможность перемещения по оси. Чем дальше оно от центра диска, тем выше частота вращения выходных валов колёс (или гусениц). Конструкция простая, регулировок в ней немного, износиться может только обод колеса, но его иногда допускается менять и в домашних условиях.
Следует учитывать, что менять передачу «на ходу» при такой схеме нельзя, сначала надо остановиться. Некоторые модели снегоуборщиков снабжают устройством бесступенчатого изменения передач — вариатором. Схемы тут бывают разные, наиболее простые разновидности вариаторов тоже не допускают изменения скорости во время движения, у более сложных реально менять скорость и на ходу. Для тяжёлых моделей может применяться гидростатическая трансмиссия. Она, конечно, удобнее, допускает плавное изменение скорости, но такие модели стоит уже считать оборудованием для профессиональных работ, и цена у них соответствующая.
Дефлектор выброса снега
В данном случае под дефлектором подразумевается весь узел, использующийся для установки направления и дальности выброса. Направление выбирают, поворачивая установленный над ротором вертикальный изогнутый жёлоб. На нём крепится козырёк, меняя угол наклона которого устанавливают дальность. Называют эти детали по-разному: либо «снегоотводящий жёлоб и дефлектор», либо «дефлектор и козырёк дефлектора». Догадаться, какая из двух частей называется дефлектором, в каждом конкретном случае не сложно по смыслу. Материал обоих элементов — или морозостойкий пластик, обычно для лёгких моделей, или сталь.
Под термином «угол поворота дефлектора» почти всегда подразумевается угол поворота жёлоба, то есть возможность изменения направления выброса. Диапазон изменения угла наклона козырька указывают редко.
В нижней части жёлоба обычно находится защитная решётка — ограждение. Она нужна для предотвращения выброса крупных кусков слипшегося снега и льда или иных, случайно «подхваченных» снегоотбрасывателем предметов.