Современные условия ставят перед производителями техники для строительных, монтажных и дорожных работ самые разнообразные задачи. Если несколько десятков лет назад на дорогах и стройке работали громоздкие, неповоротливые и шумные монстры, то в последние годы разработано большое количество эффективного специализированного оборудования.
Яркий пример — компактные вибромашины. Диапазон их применения очень широк: подготовка оснований для дорожных и асфальтовых покрытий; ямочный ремонт; уплотнение грунта при проведении фундаментных работ; подготовка оснований для укладки различных типов тротуарной плитки и непосредственно укладка плитки; уплотнение траншей и котлованов; ландшафтные работы по выравниванию грунта и многое-многое другое.
Один из наиболее распространённых видов подобного оборудования — ручная виброплита. В качестве примера рассмотрим продукцию одного из мировых лидеров в «виброплитостроении» — японской компании Mikasa. Это максимально манёвренные уплотняющие устройства, которые позволяют трудиться в стеснённых условиях, когда невозможно использовать тяжёлую спецтехнику.
Конструкция виброплиты включает в себя рабочую плиту, виброузел, раму, двигатель, трансмиссию, систему подвески и механизмы управления.
Основание виброплиты изготавливается чаще всего из чугуна. Качество чугуна и литья определяет надёжность машины, особенно при работе с песчано-гравийными смесями: ведь мелкие камни, в отличие от однородного грунта, оказывают точечное ударное воздействие на плиту и могут привести к появлению трещин.
Не менее важна и геометрия: если плита разработана правильно, то во время работы грунт к ней не прилипает, она самоочищается.
На плите жёстко закреплён виброузел. Он требует прецизионной точности в разработке и изготовлении деталей, а также качественных материалов и сборки. Особенно серьёзное внимание уделяют сальникам, которые служат залогом долгой работы узла и машины в целом. Они должны выдерживать длительные огромные нагрузки, не допускать вытекания смазывающих жидкостей и попадания внутрь узла пыли и загрязнений. По большому счёту виброузел можно назвать наиболее важным элементом, определяющим эффективность машины, так как создаваемая им высокая сила вибрации плюс масса аппарата вместе дают высокий показатель силы воздействия. Он-то и является определяющим при выборе модели.
Привод виброузла осуществляется клиноременной передачей от электродвигателя либо от двигателя внутреннего сгорания (ДВС), установленного на раме.
Профессиональные модели в большинстве случаев оснащают ДВС — как для обеспечения максимальной мощности, так и для мобильности и автономности, что немаловажно.
Двигатель современной виброплиты (к примеру, Mikasa MVC-T90HC) должен быть рассчитан на работу в самых тяжёлых условиях. Даже производители бюджетных виброплит используют в своих машинах чаще всего моторы известных брендов (скажем, Honda), что обусловлено не только желанием продавать свою продукцию дороже за счёт «громкого имени» на борту машины сомнительного качества, но и потому, что обычные китайские моторы просто не могут достойно функционировать в экстремальных условиях. Покупая виброплиту, нужно чётко понимать, что двигатель — это только треть машины, и трезво оценивать её возможности, учитывая сложность отдельных узлов изделия и всей конструкции в целом.
Профессиональные строители вполне логично выбирают для себя инструмент только высочайшего уровня надёжности, ведь им требуется, прежде всего, эффективность (совокупность таких показателей, как минимальные простои и обслуживание, максимальная скорость и качество).
Необходимо понимать, что подобные машины недёшевы, ведь в них используются самые современные технологии и материалы. Но настоящие профессионалы чаще всего делают правильный выбор, рассчитывая экономическую эффективность с прицелом на длительный срок — не менее года.