В последние годы борьба с борщевиком в стране наконец-то начала потихоньку принимать какие-то зримые и осязаемые формы. Ну ещё бы — при штрафах, доходящих до 700 тысяч рублей для юрлиц! Поэтому очередной масштабный обзор посвящён профессиональному оружию для «борщевойн» — распылителям от Oleo-Mac и Caiman.
Рассмотрим два типа распылительных машин — турбинного типа (работающих на принципе воздуходувки, подхватывающей гербицид мощным потоком воздуха центробежного нагнетателя) и компрессорного — качающего жидкий гербицид непосредственно поршневыми насосами.
Для начала познакомимся с оборудованием, которое будем испытывать. Поскольку техника рассчитана на профессиональную длительную работу, она приводится в действие двигателями внутреннего сгорания — увы, работать часами напролёт на аккумуляторах либо невозможно, либо чрезвычайно затратно в плане вложений в покупку большого количества батарей и их зарядку в полевых условиях.
Турбинный тип представлен двумя аппаратами от итальянской марки Oleo-Mac. Это устройства ранцевого типа — крупное и очень крупное. Первое — ранцевая воздуходувка-распылитель Oleo-Maс MB-80, второе, ещё более основательное — Oleo-Maс MB-90.
За команду компрессорного типа выступают также два «игрока» — но они уже представляют бренд Caiman. Это среднеразмерная ранцевая модель Caiman Fog King PS25 и необычный колёсный возимый агрегат, который мы прозвали «самокатом», — официально именующийся Caiman Fog King PS25W.
ДВИГАТЕЛЬ: Emak; 2-тактный; 72,4 см³; 3,5 кВт (5,0 л. с.)
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 1,7 л
ОБЪЁМ РАБОЧЕГО БАКА: 14,0 л
СКОРОСТЬ ВОЗДУШНОГО ПОТОКА (макс.): 120 м/с
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ (макс.): 960 м3/ч
РАСХОД ЖИДКОСТИ (макс.): 0,1–3,5 л/мин
ВЕС: 12,5 кг
ЦЕНА (Москва, сентябрь 2021 г.): 39 990 руб.
Основа аппарата — металлическая трубчатая рама, интегрированная с баком для рабочей химии. На рабочем баке укреплён бак меньшего размера — для топливной смеси. Мотор (5-сильный, двухтактный) в пластиковом кожухе интегрирован с нагнетательной «улиткой», внутри которой на валу двигателя сидит турбина производительностью по воздуху 960 м3/ч. В воздушный «хобот» в районе его наконечника входит прозрачный шланг, по которому из рабочего бака поступает жидкий пестицид (или инсектицид) и подхватывается потоком воздуха для распыления.Рукоятка «управления огнём» отвечает как за ориентацию жерла в пространстве, так и за всё управление. Курок через тросик соединён с дроссельной заслонкой мотора. На рукоятке располагается кнопка выключения зажигания и фиксатор курка — «круиз-контроль». Отдельный красный вентиль полностью перекрывает подачу жидкости, когда вы ходите в поисках цели, не глуша мотор, а белый маховичок регулирует скорость её подачи.
Кстати, рабочая смесь поступает из бака не самотёком — в бак идёт небольшой отвод от турбинной нагнетательной полости, благодаря чему в ёмкости создаётся некоторое избыточное давление даже на небольших оборотах двигателя.
За создание мелкодисперсного распыления отвечает особая сетка на выходе из сопла. Об неё дробятся капли раствора, превращаясь в водяную пыль. Для заправки Oleo-Mac MB-80 рабочим раствором воронки не требуются — горловина бака очень широкая, поэтому заливать можно даже из десятилитрового ведра.
У выходного патрубка опрыскивателя много степеней свободы: на шарнире вверх-вниз, в осевом направлении плюс изгиб гофры. Это позволяет оперировать им достаточно гибко, хотя усилие сопротивления гофры во время работы, конечно, ощущается.
Двигатель заводят, когда аппарат стоит на земле, и с уже запущенным мотором опрыскиватель надевают на плечи. Заглушить мотор можно в любой момент, а вот для того, чтобы запустить его снова, требуется снять машину или попросить о помощи коллегу.
К спине примыкает мягкая синтетическая проставка с каналами для движения воздуха, чтобы немного вентилировалась спина. Лямки, разумеется, регулируемые. Неудобство подвески МВ 80 в том, что лямки в верхней части закреплены ниже уровня основного бака — поэтому центр тяжести опрыскивателя оказывается где- то на уровне плеч или даже выше. Гораздо удобнее, если они закреплены на уровне верхней кромки бака, как это сделано у следующей рассматриваемой нами модели — Oleo-Mac MB-90.
ДВИГАТЕЛЬ: Emak; 2-тактный; 77 см³; 3,5 кВт (5,0 л. с.)
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 2,3 л
ОБЪЁМ РАБОЧЕГО БАКА: 17,0 л
СКОРОСТЬ ВОЗДУШНОГО ПОТОКА (макс.): 105 м/с
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ (макс.): 1620 м3/ч
РАСХОД ЖИДКОСТИ (макс.): 0,5–3 л/мин
ВЕС: 11,8 кг
ЦЕНА (Москва, сентябрь 2021 г.): 59 990 руб.
Oleo-Mac MB-90 — «старший брат» модели MB80. Конструктивно он практически такой же, но более производительный (что интересно — при той же мощности). По компоновке отличается расположениями баков — топливный тут внизу, а не рядом с рабочим, как у «восьмидесятки», что существенно улучшает развесовку.
Двигатель MB-90 внешне практически идентичен младшей модели и, что любопытно, имеет такую же мощность — 5 лошадиных сил. Однако он всё же иной, имеет чуть большую кубатуру и более высокий крутящий момент. Это позволяет ему работать с куда более крупной по диаметру нагнетательной «улиткой», создавая почти в 1,7 раза большую производительность по кубатуре. И, как выяснилось в ходе испытаний по борщевику, это огромное преимущество, позже мы к нему ещё вернёмся.
Виброразвязка двигателя также пружинная. И запуск мотора осуществляется аналогично MB 90 — до рукоятки тросового стартёра с надетым на спину агрегатом не дотянуться, и для пуска распылитель нужно ставить на землю или просить содействия у помощника.
Несмотря на внешнее сходство «пушек» MB-80 и MB-90, у старшей модели есть существенное отличие. Формирование мелкодисперсного облака рабочего раствора происходит в нём за счёт особой формы диффузора внутри, а не сетки, перегораживающей трубу, как у «восьмидесятки». Поэтому «девяностая» модель имеет более высокую мощность струи, что позволяет и площадь факела увеличить (по сути, выполнить ту же работу быстрее), и эффективнее раздувать мощные заросли, доставляя гербицид непосредственно в основание стеблей, что важно как раз в нашем случае — при борьбе с борщевиком.
Бензиновый ранцевый опрыскиватель Caiman Fog King PS25
ДВИГАТЕЛЬ: BE 230 P; 2-тактный; 23 см³; 0,9 кВт (1,2 л. с.) при 7000 об/мин
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 0,8 л
ОБЪЁМ РАБОЧЕГО БАКА: 25,0 л
РАБОЧЕЕ ДАВЛЕНИЕ (макс.): 35,0 бар
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ (макс.): 7,1 л/мин
ВЕС: 8,8 кг
ЦЕНА (Москва, июль 2021 г.): 67 000 руб.
Модели от Caiman, которые мы взяли на этот тест, принципиально иные. Это аппараты не косвенного распыления (в струе воздуха под незначительным давлением), а прямого. В них рабочий раствор качает поршневой компрессор, создающий высокое (30–35 бар) давление, а облако мелкодисперсной жидкости образуется за счёт жиклёров с тарированными отверстиями.
Caiman Fog King PS25 — ранцевая модель компрессорного типа. Бензиновый мотор в нём соединён с поршневым насосом через муфту центробежного сцепления — такую же, как в триммерах и бензопилах. Пока двигатель работает на холостом ходу (прогрев или переход между рабочими участками), муфта развязывает валы мотора и компрессора и последний неподвижен. Прибавляем оборотов — муфта срабатывает и насос начинает качать. Да как качать… на данный момент это самый, пожалуй, эффективный опрыскиватель подобного типа из всех, что попадали к нам на испытания. Своё имя Fog King («король тумана») он носит не зря — создаёт очень мелкодисперсное облако. Но «дальность действия» у него намного ниже, чем у воздуходувок Oleo-Mac, что логично при такой конструкции.
Рабочий и топливный баки, а также двухтактный двигатель установлены на пластиковой раме. Для виброразвязки от рамы (и, соответственно, спины работника) двигатель и помпа смонтированы на резиновых втулках.
Важная особенность этой модели — очень удобный запуск! Стартёрный трос выведен на специальном кронштейне на выносе, на его конце установлена удобная рукоятка-«грибок», поэтому мотор можно запускать левой рукой, не снимая ранец со спины. Рядом со стартёром расположен «рубильник» управления оборотами. Зажигание выключается опять же кнопкой на самом двигателе. На пистолет-распылитель в этой модели никаких органов управления мотором не выведено.
На насосе смонтирована крупная поворотная рукоятка, управляющая его производительностью. По сути, она управляет байпасным клапаном с четырьмя положениями, одно из которых — полное открытие байпаса для запуска, чтобы жидкость (которая может быть токсичной) неожиданно не брызнула из пистолета на повышенных оборотах старта, если вдруг вентиль на пистолете окажется забыт в открытом положении. Манипулировать рукояткой легко на ощупь, не скидывая опрыскиватель со спины.
Распыляющий пистолет имеет достаточно простой элемент управления — поворотный шаровой краник. Количеством выходящей жидкости с его помощью не управляют — у него два положения: закрыто и открыто. Не столь изящно, как нажимная рукоятка, зато надёжно.
Распыляющая головка — сдвоенная со сменными жиклёрами. Факелы обоих создают максимально равномерное облако, позволяющее работать, не отвлекаясь на вращение штанги в руке и слежение за направлением распыления.
У моделей Oleo-Maс объём рабочих баков — 14 и 17 литров, а у Caiman Fog King PS25 — аж 25! Заливают раствор также через очень широкую горловину.
Мобильный колёсный бензиновый опрыскиватель Caiman Fog King PS25W
ДВИГАТЕЛЬ: Honda GX25; 4-тактный; 25 см³; 0,81 кВт (1,1 л. с.) при 7000 об/мин
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 0,58 л
ОБЪЁМ КАРТЕРА: 0,08 л
ОБЪЁМ РАБОЧЕГО БАКА: 25,0 л
РАБОЧЕЕ ДАВЛЕНИЕ (макс.): 30,0 бар
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ (макс.): 7,1 л/мин
ДЛИНА НАПОРНОГО ШЛАНГА (макс.) 20 м
ВЕС: 18,5 кг
ЦЕНА (Москва, сентябрь 2021 г.): 169 990 руб.
Ну и самый необычный и забавный агрегат из нашего арсенала борьбы с «борщём», как называют борщевик арбористы и озеленители, — колёсный бензиновый опрыскиватель Caiman Fog King PS25W. Как уже говорили, эту модель окрестили «самокатом», хотя сущность её отнюдь не шуточная — это сугубо профессиональная машина для обработки химикатами значительных посадочных площадей. Причём, зачастую весьма ценных — в первую очередь виноградников!
По технической части Caiman Fog King PS25W очень близок к своему ранцевому коллеге — их различает одна буква в названии и разный тип двигателя: на «самокате» установлен четырёхтактный бензиновый Honda. У них практически идентичный поршневой насос, приводимый в движение через муфту центробежного сцепления, с чуть меньшим давлением на выходе. Тот же по ёмкости бак — на 25 литров, аналогичный распылитель на гибком шланге и со сдвоенными жиклёрами. Вот только формат иной — не носимый, а возимый. Предполагается, что PS25W используют на культурных и ухоженных территориях, разбитых на чёткие сегменты с аккуратными междурядьями, по которым и движется работник с «самокатом», останавливаясь через фиксированные интервалы и обрабатывая посадки.
Из-за масла в картере «самокат» нужно и перевозить, и хранить без опрокидывания, но необходимости в этом у массивной машины, в общем-то, и нет. Зато четырёхтактный моторчик на резиновом подвесе отличается потрясающе комфортным тембром звучания, работает мягко и очень тихо! Да и бензин с маслом смешивать не нужно.
Управление производительностью насоса такое же, как и у ранцевого Caiman — крупной рукояткой на байпасном клапане, изменяющем давление. А управление оборотами двигателя вынесено в виде небольшого курка на рукоятку.
Переднее колесо «самоката» выполнено сдвоенным и пневматическим. Заднее же представляет собой сплошной «каток», чья «шина» изготовлена из армированной резиновой ленты, наподобие транспортёрной. Благодаря им машина устойчива без дополнительных подпорок и, несмотря на отсутствие поворотного механизма на передке, в принципе неплохо маневрирует за счёт наклона «кузова» и подъёма передней оси.