Остались ли на российском рынке профессиональные вальные пилы?
Остались ли на российском рынке профессиональные вальные пилы?
Как выбрать бензопилу? На какие параметры ориентироваться? Вопрос вроде бы простой, но это только на первый взгляд. Если подходить к выбору ответственно, то желательно учитывать не только мощность и длину шины. Это, конечно, самые заметные (а в случае с шиной ещё и выдающиеся) характеристики, но не только они определяют эффективность работы пилы, удобство её эксплуатации и срок службы.
Остались ли на российском рынке профессиональные вальные пилы?
Крупные мировые бренды, известные своими бензопилами, либо официально ушли с российского рынка, либо резко сократили масштабы деятельности. Так что вопрос в заголовке отнюдь не праздный, чем работать в лесу — теперь уже совершенно непонятно. Точнее, понятно — Oleo-Mac-то остался, и две бензопилы, GS 630 и GS 650, отлично приспособлены для интенсивной профессиональной работы изо дня в день, в разных климатических условиях.
Тут закономерно возникает следующий вопрос: а почему, собственно, именно эти пилы?
Чем они принципиально отличаются от моделей других производителей аналогичной мощности? Допустим, с мощностью не так всё однозначно, всё же почти 5 «лошадок» — это реально много… но почему бы не купить пилу мощностью 3–3,5 л.с.? Пилить будет дольше (что показал первый этап тест-драйва), но пилить-то будет? Откуда такие страдания по покинувшим рынок брендам и моделям?
Ответ известен, он прост и очевиден, но его нужно обязательно подтвердить. Сам факт постановки такого вопроса уже говорит о том, что спрашивающий не представляет, как и в каких условиях работают бензопилы в лесу, и насколько важен каждый, даже самый малозначительный на первый взгляд, конструктивный момент.
Итак, ответ: покупать дешевую пилу на профессиональную работу в лесу невыгодно чисто экономически.
Чем «вальная» пила отличается от других мощных пил?
Визуально почти не отличается, но настоящие профессиональные бензопилы изготавливают из совершенно других материалов, чем бытовой «ширпотреб», пусть даже мощный. Опыт использования относительно бюджетных бензопил у российских лесорубов довольно обширный, периодически в разных регионах предпринимаются попытки «импортозамещения», о которых позже становится известно «коллегам» в других регионах. А от них и до нас «докатывается». Так вот, лучшие варианты «альтернативы» отрабатывали максимум четверть ресурса настоящей вальной пилы. Ломается недостаточно прочный пластик, ломаются стартеры, особенно зимой. Ломаются порой даже рукоятки, хотя, казалось бы, им-то с чего ломаться? Цепи и шины не выдерживают никакой критики, а с плохой цепью работа практически встаёт, больше времени тратишь на правку цепи, чем непосредственно на валку. «Сыпятся» подшипники коленвала…
Ещё маленький пример важных отличий… у профессиональной пилы обязательно должен быть сменный венец на муфте сцепления, чтобы ведущая звездочка не изнашивалась. Иначе придётся менять чашку сцепления целиком. И менять придется достаточно быстро, при интенсивной работе цепи быстро «проедают» лучи звёздочки. Сменный венец поменять недолго, для этого достаточно снять крышку сцепления. А вот саму чашку сцепления менять сложнее, особенно в лесу зимой.
Добавим сюда риск нестабильного запуска. Это в деревне не страшно, если пила не заводится — выкрутил свечу, занес в дом, просушил, и можно снова пытаться завести. Или пилу целиком занёс в дом, прогрел, вынес на улицу и завёл. А когда ты в лесу, и до отапливаемого балка в лучшем случае несколько сотен метров (иногда по глубокому снегу), то вариант «отнести и прогреть» уже не рассматривается. Пила должна легко заводиться и в таких условиях, причем не раз или два (это даже бюджетные китайские пилы смогут), а стабильно изо дня в день в течение всего срока эксплуатации. Если не заводится, то и работа не будет сделана, у вальщика не будет дохода — получается, экономия выходит боком.
Получается, что по внешнему виду сделать выводы о соответствии бензопилы профессиональному статусу достаточно сложно. И даже разбор не раскрывает картину полностью, потому что разбор — это просто взгляд на то, что внутри. Качество подшипников, например, этим способом всё равно не оценить. И даже опыт кратковременной эксплуатации недостаточен. Имеет смысл принимать во внимание ещё и мнения тех, кто имел опыт длительной работы. Это одна из причин, почему мы поехали именно к Илье Швецову — Oleo-Mac GS 650 ему прекрасно знакома, и на основе прежнего опыта ему проще оценить другие профессиональные модели, с которыми он ранее не сталкивался.
Свалив несколько деревьев, в числе которых оказалась толстая берёза, Илья высказал мнение, что все три модели, безусловно, подходят для профессиональной работы. Три модели — это GS 451, GS 630 и GS 650. GS451 не особенно мощная и годится либо для обрезки сучьев и раскряжевки, либо для валки тонких деревьев. Собственно, тем самым он подтвердил ранее сложившееся мнение.
А вот GS630 и GS 650 подходят для любой работы, в том числе интенсивной и с высокими нагрузками. «Шестьсот тридцатая» ещё и легче за счет магниевого картера, что очень удобно. Мощность у неё такая же, и пониженный вес — это очень значимое преимущество.
Отметим, что говоря о валке, мы имеем в виду именно промышленную валку леса, то есть регулярную работу в режиме высокой нагрузки. Поэтому не стали даже пробовать в такой работе бытовые бензопилы GSH40 и GSH 56 Easy Start. С разовыми задачами они справятся успешно… вообще надо сказать, что при необходимости, имея нужные навыки, любое дерево можно свалить любой бензопилой. Вопрос лишь в том, насколько это будет быстро и безопасно для оператора и пилы, и как повлияет на её ресурс. Но нас в контексте данной статьи интересовало именно профессиональное применение. И теперь мы можем сделать вывод, что российский рынок не остался без профессиональных бензопил!
Цепные бензопилы Oleo-Mac GS 650 | GS 630
ДВИГАТЕЛЬ: 63,4 | 63,2 см³
МОЩНОСТЬ: 3,5 кВт (4,7 л. с.)
ШИНА: 18” (45 см)
ЦЕПЬ (шаг х толщина хвостовика): ³/₈” х 1,5 мм
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 0,8 | 0,7 л
ОБЪЁМ МАСЛЯНОГО БАКА: 0,45 | 0,35 л
ВЕС (без шины и цепи): 6,5 | 5,8 кг
ОСОБЕННОСТИ: «наружная» сменная ведущая звёздочка; крепление щитка тормоза в двух точках (GS 650); боковой натяжитель (механизм в крышке); заслонка «зима-лето»; безынструментальный доступ к фильтру (крышка на защёлках); декомпрессионный клапан; регулируемый масляный насос
ЦЕНА (Москва, январь 2023 г.): 69 990 | 89 990 руб.
Две топовые модели, профессиональные без каких-либо оговорок и подходящие для самой интенсивной эксплуатации. Пригодны для использования в качестве вальных пил, и это доказано практикой — Илья Швецов работал с Oleo-Mac GS 650, хорошо её знает и в её возможностях не сомневается.
Пилы мощные, с цилиндром объёмом почти 64 «кубика», поэтому для облегчения запуска снабжены декомпрессионными клапанами. Без них провернуть коленвал ручным стартером довольно тяжело. У GS 650 выше крутящий момент, это преимущество именно при валке, когда пилишь более плотную комлевую часть. И ещё она адаптирована к нашему топливу, которое, увы, не очень качественное. У GS 630 выше обороты и скорость цепи, она предпочтительнее при раскряжевке и обрезке сучьев. Но возможность работать на валке это, конечно же, ничуть не отменяет.
Серьёзное отличие заключается в материале картера — у GS 630 он магниевый, у GS 650 — алюминиевый. Поэтому «630-я» легче на 700 граммов, и это немало. Разница ощущается даже при кратковременном тест-драйве, и нет никаких сомнений, что при постоянной работе в лесу она будет ещё более заметна.
Ещё одно отличие заключается в конструкции рычага тормоза цепи. У GS 630 он крепится к корпусу в одной точке, у GS 650 — в двух. Это более устойчивая конструкция, сломать такой «двухточечный» рычаг сложнее, чем «одноточечный».