Мотобур — это один из основных инструментов заборостроителей. Как минимум в России это именно так. Используют эту технику и для установки столбов освещения (не всех, конечно, а только относительно лёгких конструкций), а также для посадки деревьев и кустарников. Ещё одна сфера деятельности мотобура — зимняя рыбалка, для которой применяют специальные «ледовые» шнеки.
Бензобур Efco TR 1551
ДВИГАТЕЛЬ: Emak;2-тактный; 50,2 см³; 1,6 кВт (2,1 л. с.)
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 1,05 л
ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ (мин./ макс.): 2600/ 9900 об/мин
ПЕРЕДАТОЧНОЕ ЧИСЛО РЕДУКТОРА: 40:1
ДИАМЕТР ШНЕКА: 80–200 мм
РАБОЧАЯ ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ ШНЕКА: 250 об/мин
ГЛУБИНА БУРЕНИЯ (макс.): 1,6 м
ВЕС: 9,1 кг
ЦЕНА (Москва, август 2021 г.): 49 990 руб.
Efco TR 1551 — мотобур премиального класса, этим обусловлена его относительно высокая цена (впрочем, на фоне конкурентов такого же «люксового» уровня она выглядит скорее даже низкой). Вообще визуально оценить «премиальность» мотобура довольно сложно: внешне он выглядит как и другие, никаких дизайнерских решений в нём нет, потому что и дизайна как такового здесь практически нет. Как naked-мотоциклы — минимум пластика, в основном металл, притом функциональный, типа рамы. Кстати, немного удивительно, что итальянцы не озаботились в том числе и дизайном, они ведь считаются признанными лидерами в этой сфере — а мотобур Efco сделан как раз в Италии, на заводе компании Emak. Впрочем, на наш взгляд, не нужен ему ни пластиковый обвес, ни какой-то особенный дизайн… нужен качественный двигатель, надёжный редуктор и приличный моторесурс. Ну и ещё качественный пластик рукояток не помешает — и с этим как раз всё в порядке. А что касается двигателя, редуктора и прочего — здесь тоже всё отлично, но к этому моменту перейдём чуть позже.
Мотобур Efco рассчитан на работу одним оператором и бурение в грунтах до II категории (лёгкие глинистые почвы, в том числе с щебнем или галькой). Конструкция в целом обычная: двухтактный двигатель, рама с рукоятками и редуктор с передаточным отношением 40:1. Из «необычного» отметим кран на топливном шланге — раньше с подобным не сталкивались. Обнаружили кран только после того, как не удалось завести двигатель. Точнее, когда поняли, что праймер не подкачивает топливо в карбюратор — это легко определить по пустому, прозрачному, шлангу «обратки». Начали разбираться и вдруг обнаружили кран (понятное дело, закрытый). Как только открыли его, праймер заработал и двигатель завёлся с второго рывка — как и положено качественному двухтактному мотору.
К бензобуру Efco предлагает шнеки диаметром 80, 100, 150 и 200 мм, а также удлинители длиной 330 мм. Допустимо использование не более двух удлинителей одновременно, максимальная глубина бурения составляет 1,6 м.
Управление разделено на две группы. Группа запуска — это ручной стартёр, праймер и рычаг воздушной заслонки карбюратора, расположенные на корпусе двигателя. На правую рукоятку вынесены кнопка зажигания, рычаг дроссельной заслонки (газ) и фиксатор «полугаза», с его помощью можно зафиксировать обороты двигателя и работать, не касаясь рычага дроссельной заслонки. Польза от такого решения ощутима при длительной работе — как круиз-контроль в автомобиле, который позволяет дать отдых правой ноге, сняв её с педали газа.
Результаты испытаний: отзывы
В работе Efco TR 1551 запомнился в первую очередь невысокой вибрацией на рукоятках (вот как проявляет себя хорошо изготовленный мотор — и это одна из причин, почему TR 1551 стоит дороже конкурентов). Мотобур, в отличие от бензопилы, антивибрационной системы не имеет, и вся вибрация от довольно мощного двухтактного двигателя передаётся на руки оператора. Так что метод борьбы с ней заключается в снижении самой вибрации. А это подразумевает высокое качество изготовления самого двигателя, чтобы он работал максимально равномерно. Похоже, что производителю удалось этого добиться — во всяком случае, во время испытаний мотобур показал себя вполне комфортным в работе. Это очень важно, ведь бурение под столбы, как правило, осуществляется сериями из десятков, а то и сотен ям — то есть работать приходится много и долго.
Двигатель запускается легко, стабильно (если открыть топливный кран, который на двухтактной технике скорее исключение, нежели правило), как холодный, так и горячий.
Испытывали мотобур с шнеком диаметром 100 мм на очень плотной песчано-глинистой почве. Пару лет назад на этом участке мы пробовали пахать тяжёлым дизельным мотоблоком — плуг с огромным трудом брал фактически закаменевший грунт. Мотобуру тоже было нелегко, но он работал, хотя и не быстро. Запаса мощности явно достаточно, чтобы использовать бур максимального диаметра (200 мм).
И ещё один момент, показывающий уровень качества — шнек вращается, не подавая ни малейших признаков «циркуляции» (представьте кривое сверло в дрели — вот что мы назвали «циркуляцией»). Это значит, что и сам шнек прямой, и у редуктора нет лишнего люфта — и на рукоятках нет лишней вибрации.
В качестве заключения: Efco TR 1551 внешне неотличим от конкурентов, но по характеру его работы (лёгкость запуска, низкий уровень вибрации, высокая производительность) чувствуется, что это действительно техника премиального класса.
Двигатель 2-х тактный EMAK, мощность двигателя 2.1 л.с., рабочий объем цилиндра 50.2 см3, сцепление центробежное, редуктор с соотношением 40:1, емкость топливного бака 1 л, вес 9.1 кг