Тандем двух батарей единого формата позволяет Husqvarna не создавать дополнительный стандарт аккумуляторов для техники повышенной мощности, а использовать один и тот же источник энергии в любом беспроводном инструменте и оборудовании бренда.
Аккумуляторная газонокосилка Husqvarna LC 247I
АККУМУЛЯТОР: съёмный, Li-Ion; 36 В; количество — 2
ДВИГАТЕЛЬ: бесщёточный
РАБОЧЕЕ НАПРЯЖЕНИЕ: 36 В
МАТЕРИАЛ ДЕКИ: пластик
РЕЖИМЫ РАБОТЫ: выброс назад; сбор в травосборник; мульчирование (опция)
ШИРИНА КОШЕНИЯ: 47 см
ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ НОЖА (без нагрузки): 3000 об/мин
РЕГУЛИРОВКА ВЫСОТЫ: централизованная; 20–75 мм; 6 ступеней
ТРАВОСБОРНИК: комбинированный (пластик + ткань); 55 л
ПРИВОД: нет
ВЕС: 24 кг
ЦЕНА (Москва, апрель 2020 г.): без аккумулятора и ЗУ — 39 990 руб.
АККУМУЛЯТОР: съёмный, Li-Ion; 36 В; количество — 2
ДВИГАТЕЛЬ: бесщёточный
РАБОЧЕЕ НАПРЯЖЕНИЕ: 36 В
МАТЕРИАЛ ДЕКИ: пластик
РЕЖИМЫ РАБОТЫ: выброс назад; сбор в травосборник; мульчирование (опция)
ШИРИНА КОШЕНИЯ: 47 | 53 см
ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ НОЖА (без нагрузки): 3000 об/мин
РЕГУЛИРОВКА ВЫСОТЫ: централизованная; 20–75 мм; 6 ступеней
ТРАВОСБОРНИК: комбинированный (пластик + ткань); 55 | 60 л
ПРИВОД: на задние колёса; скорость движения — 3,0–4,5 км/ч
ВЕС: 26 | 28 кг
ЦЕНА (Москва, апрель 2020 г.): без аккумулятора и ЗУ — 47 990 | 49 990 руб.
Чем мощнее техника, тем сложнее перевести её на работу от аккумулятора. Чтобы обеспечить приемлемое время работы от батареи, производители пробуют разные варианты. Одни внедряют новые аккумуляторы с повышенным напряжением и ёмкостью.
Другие используют те же батареи, но увеличивают их количество — в зависимости от типа коммутации это позволяет увеличить или напряжение, или ёмкость.
Компании Husqvarna в чём-то было проще: она сразу начинала с аккумуляторов напряжением 36 В, вполне достаточным даже для газонокосилок. Искать что-то новое или комбинировать батареи особой необходимости не было, тем более что ёмкость у них внушительная. «Топовый» источник питания в линейке Husqvarna — аккумулятор BLi300 — имеет 9,4 А*ч (речь именно о компактных батареях, у Husqvarna есть батареи с ещё более высокой ёмкостью, но они ранцевые и в газонокосилках не используются). Для ручного инструмента вроде триммера или цепной пилы аккумулятор BLi300 очень хорошо сбалансирован по энергоёмкости и весу. А вот колёсные газонокосилки, которые не приходится таскать на руках, Husqvarna ещё несколько лет назад оборудовала двумя слотами для батарей. Пространство позволяет, ограничений по весу тоже почти нет, а время работы увеличивается вдвое — очевидно, что это очень удобно. Один слот тогда был рабочим, второй использовался для хранения — переставил батарею и работай дальше.
В 2017 году Husqvarna представила конструкцию газонокосилки, в которой оба слота для аккумуляторов были рабочими, то есть электроника следила в автоматическом режиме за зарядом батареи № 1 и при её разрядке автоматически и незаметно для оператора переключала двигатель на батарею № 2. Эта система показала себя очень удобной, она существует и развивается по сей день. В новинках 2020 года применена более совершенная схема передачи энергии от аккумуляторов к двигателю, а также более информативная панель управления на рукоятке. На ней есть индикаторы зарядки обеих батарей, а на самоходных моделях ещё и механизм регулировки скорости движения. Причём очень удобный — настраивать скорость можно только большими пальцами, не отрывая рук от рукояток.
Всё «двухслотовое» оборудование функционально и с одним аккумулятором — просто время работы у него меньше!
Новинки сезона — это три модели аккумуляторных газонокосилок, из которых две самоходные. Они изготовлены на общей базе и, помимо аккумуляторов, имеют между собой очень много общего. У всех есть функция работы на пониженной мощности (savE) для максимального времени работы без подзарядки. У всех централизованная регулировка высоты кошения одной рукояткой, два режима работы в стандартной комплектации (выброс назад и сбор в травосборник, мульчирование доступно как опция при покупке набора BioClip). У всех удобная складывающаяся рукоятка с регулировкой высоты, ручки спереди и сзади для переноски и травосборники с защитой от пыли — они не пропускают её наружу. Добавим сюда деки из прочного высокоармированного полиамида, большие колёса, регулировку скорости движения в широком диапазоне на двух старших моделях — и станет ясно, что техника серьёзная. Мы даже успели убедиться в этом лично в ходе испытаний в закрытом тренировочном травяном павильоне «Сапсан-Арены», где созданы идеальные условия для роста профессионального спортивного газона.
Особенность всех аккумуляторных косилок husqvarna — удобный и наглядный пульт на рукоятке. Конструкция имеет явно профессиональные корни — никаких нежных дисплейчиков с анимацией «а-ля смартфон», чёткая и видимая даже на ярком солнце индикация, матовый не царапающийся пластик, защита от влаги и ударов. У самоходных косилок удобные и крупные кнопки регулировки скорости движения и «спидометр», размеченный шкалой из нескольких сегментов и традиционных для мототехники «зайца и черепахи». У модели без привода на ось кнопок «+» и «–», разумеется, нет — только кнопки включения и активации режима уменьшенной мощности savE.
Высота кошения регулируется очень легко, одной рукояткой. На ней нажимают клавишный «курок», ослабляющий фиксацию, и поднятием/опусканием «кузова» ступенчато выставляют нужный уровень.
Под крышкой батарейного отсека располагаются два активных слота для любых компактных батарей линейки BLi, а также ключ «зажигания», позволяющий гарантированно безопасно сунуть руку под ножи — к примеру, для очистки внутренней поверхности деки от налипшего травяного «пластилина».
Газон в павильоне уже переросший — высотой 12-13 сантиметров. Трава очень густая, сочная, напитанная влагой от системы регулярного автоматического полива. Такой ковёр обычно не стригут за один заход (или стараются не доводить до подобного перерастания, ибо косить его, по-хорошему, требовалось, когда он был вдвое короче!), но нам нужно дать косилкам по-настоящему серьёзную нагрузку. Выпускаем на поле Husqvarna LC 353iV с 53-сантиметровой декой, опускаем ножи на минимум, выставляем среднюю скорость привода колёс — и поехали!
Нагрузка очень высокая. Трава мокрая, тяжёлая — серьёзное препятствие для ножей, несмотря на их пока ещё «коробочную» заточку. Средняя скорость движения оптимальна, поскольку на максимуме косилка периодически останавливается из-за срабатывания защиты двигателя по току. Но после подбора соответствующего режима стрижка идёт ровно, ножи исправно режут и переносят «обрезки» в травосборник.
Иногда приходилось делать остановки для ручной очистки деки. Слишком сочная и высокая трава со временем налипает на деку по периметру и начинает тормозить лопасти ножей, поджимая их и вызывая остановку двигателя по команде электроники.
Косилки обеспечивают безупречное «бритьё» как по «открытой траве», так и по кромке с упором — вплотную к стене, бордюру, забору. Достригать после них триммером остатки станет разве что самый упёртый перфекционист…
Несмотря на то, что косилки не относятся к профессиональной категории, их мощность и энерговооружённость впечатляют! При использовании двух аккумуляторов BLi 300 (самых мощных в линейке компактных батарей Husqvarna) суммарный запас энергии составляет 677 Вт*ч, что позволяет даже модели с 53-сантиметровой декой и включённым приводом задней оси работать 70–90 минут на традиционных нагрузках — когда газон высотой 5–7 сантиметров нужно укоротить до стандартных 3 см. Мощности же двигателей вполне достаточно, чтобы справляться с нагрузкой, вдвое большей условной нормы, на которой захлебываются и более тяжёлые косилки с двигателями внутреннего сгорания!
В ходе испытаний периодически меняли высоту стрижки и скорость движения, чтобы проверить, как ведёт себя техника в разных режимах. Напомним, что общая площадь газона примерно 380 м². После того как выкосили его приблизительно на треть, пришлось снизить скорость движения на одну ступень — стала чаще срабатывать защита. Видим две причины. Первая — налипание сырой травы на внутреннюю поверхность деки, из-за чего ухудшились аэродинамические свойства и выросла нагрузка на двигатель: сложнее стало забрасывать обрезки в травосборник. Вторая причина — нагрев аккумулятора, неизбежный при работе под нагрузкой. Всё это абсолютно закономерно, а вот тот факт, что газонокосилка справилась с работой, причём отчасти — с чуть ли не максимальной производительностью… вот это на самом деле удивительно. Ещё раз напомним отзыв специалистов, хорошо знакомых с этим газоном, — если бы в таком режиме запустили их бензиновую газонокосилку, она бы заглохла. Понятно, что всё зависит от мощности, но сам факт того, что сравнение бензиновой и аккумуляторной машин воспринимается как нечто нормальное, ещё раз подтверждает, что аккумуляторная техника — дело серьёзное!