Бетон давно заслужил репутацию надёжного и удобного, но не слишком эстетичного строительного материала. Вспомнить хотя бы выражение «бетонная коробка», применяемое к новостройкам. Это ведь ещё не жильё, как минимум потому, что серые стены, полы и потолки ничем не прикрыты. А мы привыкли скрывать бетон под обоями, краской, гипсокартонном… да мало ли придумано отделочных материалов.
Наверное, многие сильно удивятся, узнав, что бетон может выглядеть потрясающе красиво. Самый обыкновенный бетонный пол реально довести до состояния зеркального блеска, современные технологии позволяют сделать это без каких-либо затруднений. Но это уже высший шик, который встречается в высококлассных торговых или деловых центрах. Гораздо чаще обработка ведётся с целью сделать бетонную поверхность более прочной и гладкой, чтобы обойтись без дополнительной отделки, например, укладки плитки. Но в обоих случаях нужна специальная техника, а именно мозаично-шлифовальные машины.
МШМ используют для шлифовки и полировки бетонных и каменных полов в выставочных центрах, производственных цехах, на складах, парковках… словом, в любых коммерческих и общественных помещениях. Как и всякие шлифовальные устройства, МШМ применяют и для удаления остатков старых покрытий (битумные и клеевые составы, краски и т. п.). Для них разработано множество вариантов алмазной и абразивной оснастки, каждая — под свои задачи.
Особенности конструкции
Шлифовальные машины бывают электрическими и бензиновыми. На бензиновых часто используют двигатели Honda — в сегменте малой строительной техники «Хонда» занимает очень прочные позиции. На электрических применяют одно- и трёхфазные электродвигатели. Поскольку эти машины часто работают с подачей воды в рабочую зону, то у них стоит очень надёжная защита от поражения электрическим током.
По принципу конструкции МШМ напоминают газонокосилки. Тоже опора на колёса, рабочий механизм тоже вращается в горизонтальной плоскости. Только вместо ножа — одна или две траверсы, на которых закреплены рабочие инструменты. Весь этот механизм расположен на колёсном шасси и снабжён рукоятками для транспортировки и управления. Частота вращения траверс у некоторых машин может меняться. Разные материалы требуют разной скорости обработки, это особенно актуально при полировке.
Шлифовка может быть сухой и мокрой, выбор технологии зависит от типа обрабатываемого материала и требований к качеству поверхности. При мокрой шлифовке в рабочую зону подают воду, для этого машины оснащают подающим шлангом с краном, чтобы можно было не только перекрывать воду, но и регулировать её поток. Зачастую предусмотрена возможность подключения строительного пылесоса. Траверса и рабочая зона всегда закрыты защитными фартуками, но они предназначены для защиты оператора от вылета крупных обломков, пыль не остановят.
При работе вплотную к стенам обычно остаётся необработанная полоса. Её ширина бывает разной, но чем она уже, тем, естественно, лучше — меньше ручной обработки. У некоторых моделей предусмотрена возможность переворота рукояток управления, чтобы легче было маневрировать возле стен.
Рабочая оснастка
Для каждой работы — своя оснастка. В зависимости от конкретной задачи и вида обрабатываемой поверхности применяют алмазные или абразивные инструменты — франкфурты, фрезы, сегменты. Они отличаются не только материалом, но также формой, посадкой и т. д. Например, встречаются варианты в быстросъёмном исполнении, а для замены некоторых нужен инструмент.