Культиваторы и мотоблоки. Что посадишь, то и сожрёшь...
Культиваторы и мотоблоки. Что посадишь, то и сожрёшь...
Грядёт весна, и вместе с ней — новый сезон «дачно-полевых» работ. Кто-то займется цветами и клумбами, кто-то — любимым газоном. А кто-то уже сейчас планирует расположение грядок под овощи, зелень и прочие съедобные дары природы. Для них, предусмотрительных, мы решили подготовить традиционный обзор рынка культиваторов и мотоблоков.
Что это такое, и для чего нужно?
Известность и распространенность этого типа техники настолько велика, что вопрос можно считать риторическим. Она служит в первую очередь для обработки почвы: культивации (перемешивания верхнего плодородного слоя, заменяющего перекапывание лопатой), пахоты (переворот этого же слоя, но без перемешивания), нарезания гряд, выкапывания корнеплодов, перевозки грузов. Возможности культиваторов в этом списке перечислены практически полностью, а вот мотоблоки умеют делать ещё массу полезных дел: убирать снег, подметать дорожки, косить траву, некоторые даже перекачивают воду и генерируют электричество. Здесь всё зависит от того, какое оборудование подсоединить к мотоблоку, который в таком случае является универсальным приводом для различных устройств. В этом и заключается основная разница: мотоблок способен работать с навесным оборудованием, культиватор — нет. Навесное оборудование — это то, что требует привода от двигателя через шкив или вал отбора мощности. Плуг, хоть и «навешивается», относится к прицепным устройствам и может использоваться как на культиваторах, так и на мотоблоках. Аналогично — прицеп для перевозки грузов.
Двигатель
Культиваторы могут быть электрическими, с питанием от сети или аккумулятора. Но большую часть подобной техники оснащают обыкновенными бензиновыми четырёхтактными двигателями воздушного охлаждения мощностью 2,0–6,5 л. с. Этого вполне достаточно для работы с приемлемой скоростью и по любой почве. Бензиновые двигатели мощностью до 10 л. с. чаще устанавливают на тяжёлые культиваторы и мотоблоки. Дизельные двигатели обычно встречаются на тяжёлых профессиональных моделях мотоблоков.
Понятие мощности двигателя для культиваторов особого значения не имеет. Тем более что выходная мощность, во‑первых, зависит от установленной частоты вращения коленвала (или напряжения в сети, если речь идёт об электромоторе), а во‑вторых, от методики измерения, которая у разных компаний различается. Важнее крутящий момент, передаваемый на фрезы, а он, при прочих равных условиях, зависит от передаточного отношения всей трансмиссии. Частота вращения фрез у разных моделей различна. Для средних культиваторов характерна рабочая частота порядка 100–150 об/мин, для более лёгких (рыхлителей) она выше. Зависимость тут простая: чем тяжелее почва, тем выше требуется крутящий момент, тем медленнее должны вращаться фрезы (при одинаковой установленной частоте вращения двигателя и ширине обработки) и тем тяжелее требуется сам культиватор.
Многие компании выпускают модификации культиваторов с моторами разной мощности и разных производителей. Испытывая две одинаковые модели с разными по мощности двигателями, ещё можно что-то сравнивать. Если же разговор идёт о разной технике, с разным передаточным числом, неизвестной методикой определения мощности, её значение стоит учитывать только в справочных целях. Для частного применения вполне достаточно разновидностей с недорогим (скорее всего, китайским) двигателем, для профессионального логичнее использовать двигатель от именитого бренда соответствующего исполнения. Заменить двигатель вполне возможно и в домашних условиях: посадочные размеры и исполнения выходных валов стандартизованы, если мотор вышел из строя, искать точно такой же не обязательно. Аналоги найдутся и у других производителей.
Трансмиссия
К ней относится всё, что служит для передачи крутящего момента к выходному валу и защищает мотор от остановки в случае заклинивания вала. В первую очередь это редуктор и механизм сцепления.
Конструкция редукторов различна: червячный чаще используется для относительно лёгких машин, цепной больше характерен для среднего класса, а шестерёнчатый обычно применяют у мотоблоков. Редукторы могут быть разборными и неразборными, обслуживаемыми и не требующими обслуживания, с корпусами из алюминиевого сплава, штампованными и литыми из чугуна. Это те особенности, которые при нормальной эксплуатации особой роли не играют, а при поломке редуктора (такое случается редко) потребуется помощь специалиста и, скорее всего, запчасти или даже полная замена. Вообще при обычных условиях проблем этот узел почти не доставляет. Максимум, что требуется при обслуживании редуктора — периодическая замена смазки, да и то далеко не у всех моделей. Масло в редукторе, как правило, залито на заводе, хотя, если он обслуживаемый, есть резон проверять его наличие хотя бы изредка. А перед первым запуском — обязательно.
Фрезы
Это основной рабочий орган культиватора. Конструкция фрезы вполне «устоялась»: на валу крепятся четыре загнутых заострённых ножа, в зависимости от мощности ставится несколько пар фрез (обычно две-три, реже одна или четыре). От фрез во многом зависит качество и удобство работы, их форма и порядок заглубления в землю в последнее время часто рассчитываются с применением компьютеров. Почти всегда фрезы — направленного типа, то есть требуют учёта направления вращения при их установке.
Существует два варианта исполнения ножей: заточенные и с полукруглой рабочей кромкой. Конечно, первые встречают меньше сопротивления при работе, а значит, мотору «легче», зато вторые безопаснее. Есть и ещё один нюанс: острые ножи лучше разрезают корни (некоторые сорняки способны восстановиться и от маленького кусочка корневой системы, а уж когда таких кусочков окажется много — результат понятен), а неточённые больше «вытаскивают» из земли, но и чистить фрезы от накрутившихся на них остатков растений наверняка придётся чаще. В общем, однозначного ответа на вопрос «что лучше?» здесь нет.
Сошник
Это металлический прут или полоса, с помощью которой задают глубину культивации. Располагается в задней части машины. Может регулироваться по глубине входа в почву или выпускаться в нерегулируемом варианте, тогда глубину устанавливают, поднимая или опуская рукоятки культиватора. Иногда на лёгких моделях может отсутствовать: всё равно глубоко фрезы не зароются, да и вытащить их нетрудно.
Весовые категории
Двигатели, фрезы, сошники и т. д. — общие элементы, которые встретишь и у лёгкого культиватора, и у тяжелого мотоблока. А в чём же тогда разница, и почему такой акцент делается именно на весе? Да потому, что вес — ключевой параметр для этого типа техники. Легкая машина просто не справится с тяжелой плотной почвой. Поэтому всю технику целесообразно разделить на несколько групп.
Мотокультиваторы сверхлёгкого класса
Самое простое решение. Вес — порядка 10 кг, в основном с электромоторами мощностью 0,6–1,2 кВт, иногда — с питанием от аккумулятора. Редуктор червячный, сцепления может и не быть, вместо него ставят системы защиты самого двигателя. Сошник не обязателен: всё равно такая машина вряд ли сумеет «закопаться» глубоко под собственным весом.
Модели отлично подходят для использования на хорошо окультуренной почве, в теплицах и парниках, а также как вспомогательное оборудование для разрыхления уже обработанной земли (ведь сроки посадок могут не совпадать со сроками вспашки) или внесения удобрений. Требуют минимального технического обслуживания и небольших усилий при работе. Понятно, что работают ими только недалеко «от розетки», но зато делать это может практически любой, даже далёкий от техники человек. Частота вращения фрез у многих из них (но не у всех) — порядка 300 об/мин: фактически культиватор «берёт скоростью», а не мощностью.
Культиваторы лёгкого класса
Обычный вес — 20–30 кг, мотор чаще всего бензиновый, фрез — две пары, со шник есть почти всегда. Рукоятка или нерегулируемая, или регулируется «по минимуму». Для работы с другим оборудованием обычно не предназначены. Таких бывает достаточно для обработки нескольких соток часто вспахиваемой или лёгкой почвы.
Культиваторы среднего класса
Для культиваторов среднего класса характерна "весовая категория" 40–60 кг. Двигатели бензиновые, фрез может быть дветри пары, исполнение рукояток — любое, от самого простого, до возможности регулировки высоты и разворота. Передняя передача чаще всего одна, в этой категории не редкость машины, имеющие и заднюю передачу. Лёгкие модели могут работать с некоторыми разновидностями плугов вроде картофелевыкапывателя («плуг с гребёнкой») или окучника (отвал на обе стороны). Для работы с настоящим плугом более годятся модели весом от 50 кг, желательно использование утяжелителей. Разумеется, чтобы «тянуть» плуг и подобное оборудование, фрезы надо заменить на колёса: пневматические или металлические с грунтозацепами. Этими моделями с относительно небольшими усилиями можно обрабатывать и так называемую целину. Иногда в список дополнительного оборудования входит также тележка для транспортировки.
Культиваторы тяжёлого класса
Культиваторы тяжелого класса могут работать со всем прицепным оборудованием, имеют несколько передних передач, мощный мотор, тричетыре пары фрез. Весят примерно 100–130 кг, выглядят чаще всего как обычный, но только большой культиватор. К этой же категории стоит отнести модели со шлицевым ВОМ, на который ставится специальная насадка для культивации, а колёса снимать не надо. На таких моделях колёса толкают культиватор вперёд, фрезы вращаются в обратном направлении. В итоге качество обработки возрастает. Эту технику уже почти можно считать мотоблоком, вот только других насадок к ВОМ производителем не предусмотрено.
Мотоблоки
Имеют множество вариантов исполнения, весят чаще всего 80–100 кг, хотя попадаются модели весом от 50 до 300 кг. Работают с разным оборудованием, пригодны и для транспортировки, и для скашивания сена, уборки снега, перекачки воды, подметания территории… список большой, но у каждой модели он свой, зависит от конструкции ВОМ. Самые простые варианты — дополнительный ручей на ведомом шкиве ременной передачи или дополнительный шкив на этом же валу, но с другой стороны относительно редуктора. Тут всё просто: закрепил «навеску», натянул ремень — и техника готова к работе. Часто для установки даже инструмент не нужен.
Также на некоторых аппаратах применяется шлицевой ВОМ. Он способен передавать более высокие нагрузки, не требует регулировок, но устанавливать оборудование немного сложнее — скорее всего, придётся «покрутить гайки».
Активное навесное оборудование для мотоблоков с ременной передачей и шлицевым валом, разумеется, не взаимозаменяемо. Внутри этих двух категорий попадаются устройства, подходящие к мотоблокам разных производителей.
Надувные пневмоколёса у мотоблоков обычно входят в комплект, а вот фрезы — не всегда. Мотоблоки относятся к универсальным машинам и в отличие от культиваторов могут эксплуатироваться практически круглый год при приобретении соответствующего дополнительного оборудования.