Эксплуатационные ошибки не всегда очевидны и не столь крамольны, как при подборе компрессора. Они могут позволить выполнить стоящую перед вами задачу. Вот только ресурс оборудования такие ошибки сокращают значительно.
1. Продолжительность работы под нагрузкой. Ни для кого не секрет, что режим эксплуатации любого оборудования закладывается ещё на стадии проектирования. Как и у спортсменов, у компрессоров есть «спринтеры» и «стайеры». Самые простые и доступные поршневые машины с коаксиальным (соосным) приводом рассчитаны в среднем на получасовую работу под нагрузкой с последующим «отдыхом» в течение такого же времени.
Компрессоры с ременным приводом больше предназначены для промышленного применения, поэтому и готовы к более тяжёлым условиям эксплуатации. При этом даже им требуются перерывы порядка 15 минут в час на то, чтобы остыть.
Непрерывная работа компрессора тоже бывает необходима. В быту таких примеров практически не найти, а вот в серьёзных промышленных условиях подобные требования встречаются довольно часто. Тогда наилучшим образом себя проявляют винтовые машины. Они способны обеспечить 100 %-ную продолжительность включения.
В некоторых случаях стоит помнить, что при эксплуатации компрессора с электродвигателем большой мощности существует ограничение на количество его пусков в единицу времени.
Каким бы ни был компрессор, перегружать его не стоит. В правильном режиме эксплуатации он без проблем сможет прослужить несколько лет.
2. Ресивер. Важно помнить, что это не источник воздуха, а лишь промежуточное звено в пневмосистеме, призванное выравнивать скачки давления в магистрали. Поэтому оптимальный объём ресивера составляет примерно 30 % от производительности компрессора в минуту. Большой ресивер при маленьком компрессоре — первый шаг к «убийству» компрессора. Неплохой ресивер на 430 литров можно купить дешевле 20 000 рублей — вполне доступно, согласитесь. Возможно, поэтому нередки случаи, когда компрессор с производительностью под 100 литров подключают даже к девятисотлитровым ресиверам. В итоге компрессорная головка вынуждена дольше работать под максимальной нагрузкой, чтобы поддерживать давление в чересчур большой ёмкости. Как следствие — перегревы и сокращение ресурса. Также важно после работы стравливать воздух из ресивера. Такой подход не только снизит нагрузки на оборудование, но и позволит значительно уменьшить количество конденсата в пнемомагистрали.
Будет нелишне напомнить, что ресивер требует постановки на учёт в надзорных инстанциях, если произведение давления в барах (0,1 МПа) на объём ресивера в литрах больше чем 10 000. Поэтому многие компании устанавливают вместо одного большого несколько маленьких (как правило, объёмом от 430 до 900 литров). В таких случаях постановка на учёт не требуется.
3. Не пренебрегайте качеством фитингов. Если система «мама-папа» или любое другое соединение пропускает воздух, то вы потеряете значительно больше денег, чем потратите на покупку нового элемента пневмосети.
ИНСТРУМЕНТ И КОМПРЕССОР
Нельзя покупать инструмент без оглядки на компрессор, и наоборот.
Пневмоинструмент сравнительно недорог и довольно долговечен. Поэтому иногда можно наткнуться на предложения с очень интересными ценами. Предложили по дешёвке — пригодится, а какой-нибудь компрессор докупим потом? Чудес не бывает: осевая шлифмашина «под 150-миллиметровый камень» или пневмо-УШМ на 180 мм вне зависимости от марки потребуют в среднем 1,5 …2,0 м3/мин воздуха, и компрессор понадобится не «какой-нибудь», а соответствующий — мощностью порядка 15–20 кВт для поршневых моделей и 10–15 — для винтовых. И расходы на него могут оказаться настолько высоки, что сведут на нет экономию на инструменте.
Компрессоры на 220 В, как правило, недороги, обычно имеют привод до 2,2 кВт, реже — до 3 кВт и производительность по нагнетанию не более 250 л/мин (440 — по всасыванию). Этого вполне достаточно для небольшого гайковёрта, краскопульта или дрели среднего уровня. Машины большей мощности работают от 380 (400) В. Поэтому при выборе пневмоинструмента или компрессора необходимо постоянно держать в уме оборудование, которое будет работать с приобретаемой моделью. В противном случае вложенные в покупку деньги будут попросту пылиться забытым железом в ожидании лучших времен.
УЛОВКИ И НЕДОМОЛВКИ
Итак, вы определились с характеристиками оборудования, описанных выше ошибок вроде нет, даже подобрали несколько схожих моделей. Осталось их сравнить и выбрать наиболее подходящие варианты. И вот тут в борьбу за ваш кошелёк вступают маркетологи. Чтобы не попасться на их уловки, будьте внимательны, сопоставляя характеристики моделей разных марок.
Вот на что необходимо обратить внимание.
Существует множество методик измерения и стандартов указания характеристик компрессоров. Сравнивая производительность разных моделей, обратите внимание на то, для какого давления воздуха она указана, на входе или выходе из компрессора.
Если доведётся подбирать винтовой компрессор, то учтите следующее. Изготовители, которые пользуются покупными винтовыми блоками, иногда указывают рабочие параметры на блоке. При этом производительность на выходе из компрессора может быть на 10–15 % ниже за счёт потерь. Понять, что за характеристика имеется в виду в данном случае, можно, уточнив стандарт, в соответствии с которым она указана. Если речь идёт о Приложении С к стандарту ISO1217, 1996, то всё в порядке — производительность указана на выходе из компрессора. Если о Приложении А к тому же стандарту, то показатель относится к винтовому блоку, и необходимо учитывать потери на прохождение воздуха. Для винтовых компрессоров важно число оборотов винтовой пары. Высокооборотистые винтовые блоки дешевле низкооборотистых, зато их ресурс существенно ниже.
Всегда уточняйте комплектацию и возможности конкретной машины. В рекламных проспектах, буклетах и даже в технико-коммерческих предложениях некоторых марок нередко перечисляются как стандартные, так и опционные параметры. Причём, как и с автомобилями, разница в цене базовой и полностью упакованной версии может быть более чем существенной.
При выборе компрессора с двигателем внутреннего сгорания, помимо прочего, старайтесь оценить расход топлива. Так вот, кто-то из производителей приводит данные в литрах в час, некоторые — в килограммах в час. Не забывайте, что плотность дизельного топлива не превышает 860 г/дм3. Чтобы понять, какой из вариантов экономичнее в литрах, к значению в килограммах необходимо прибавлять как минимум 16 %.
Продолжать этот перечень можно долго, однако существует довольно простой способ избежать таких ошибок. Оценивайте в первую очередь продавца. Ответственный поставщик дорожит своей репутацией и будет последовательно предлагать вам решения, исходя из их эффективности в ваших условиях. Скорее всего, таким компрессором вы останетесь довольны. Если же для компании важно любой ценой продать вам свой товар, то оценка эффективности предлагаемого варианта полностью ложится на ваши плечи.
Вопрос, какой компрессор лучше, будет стоять, наверное, ещё долго. Единственно верный ответ на него найти не проще, чем выяснить, сильнее ли кит слона, и победит ли Чак Норрис Арнольда Шварценеггера.
Тем не менее, если при выборе вы будете помнить о правильно подобранных давлении, производительности, магистралях, подготовке воздуха, ресивере, режимах работы и инструменте, а также обратитесь к ответственному поставщику, то вероятность ошибки будет сведена практически к нулю.