Правильный выбор мотора для лодки определяется, прежде всего, техническими параметрами плавсредства. То есть типом лодки, ее длиной и шириной, типом днища и размерами баллона надувной лодки, наличие транца и киля. В паспорте лодки обязательно указана максимальная мощность двигателя.
Важно также понимать где и в каких условиях будет эксплуатироваться лодочный мотор. Рыбалка на море отличается от рыбалки на реке или озере. Рыбалка в одиночку не требует такой мощности, как выезд в компании или с семьей.
Александр Оришев, автор спецкурса «Основы рыболовного туризма» в Тимирязевской академии и книг по туризму, рассказал КП о тонкостях выбора мотора для лодки и ответил на популярные вопросы.
При выборе лодочного мотора надо ориентироваться на два параметра: мощность и цена. Если собираетесь ловить рыбу в одиночестве, то подойдет так называемый «комплект эгоиста» – мотор с мощностью до 8 лошадиных сил (далее – л.с.), который позволяет одному рыбаку перемещаться на глиссере. Для тех, кому не важна скорость, а необходимо просто переместиться из точки А в точку Б, то следует выбрать мотор в 2-3 л.с. На таком моторе максимальная скорость 5-10 км. в час. Цена этих моторов – от 35 до 90 тыс. рублей.
Если рыбачить вдвоем, то потребуются моторы в 8-9,8 л.с. Они позволяют выходить на глиссер двум рыбакам в лодке. При одном рыбаке скорость такой лодки — до 35 км в час. Цена этих моторов – от 65 до 115 тыс. рублей.
Моторы обособленной группы – 9,9 л.с. На первый взгляд непонятно, почему при незначительной номинальной прибавке в мощности цена этих моторов резко увеличивается. Причина – российское законодательство, которое разрешает использовать без получения прав моторы до 10,88 л.с. Между тем, моторы 9,9 л.с. являются «задушенными» версиями 15-20-сильных моторов. И умельцы, применяя некоторые манипуляции, легко возвращают им первоначальную мощность. Отсюда и такая цена этих моторов. При одном рыбаке скорость моторов обособленной группы до 50 км в час. Цена их – от 90 до 250 тыс. рублей.
Следующая категория моторов – от 15 л.с. Их используют в промысловой рыбалке, когда рыбаки платят налоги, сдают экзамены на вождение, получают права и т.п. На лодку с таким мотором устанавливаются государственные номера. Цена этих моторов – от 105 тыс. рублей до нескольких миллионов рублей.
Цена мотора также прямо пропорциональна качеству, за которое отвечает производитель. Китайские моторы той же мощности дешевле японских. Двухсильная японская Honda стоит столько же как пятисильный лодочный мотор от известного китайского производителя. Как результат, существует целая каста рыбаков, которая приобретает исключительно японские моторы, считая китайские непригодными для длительной эксплуатации. Вторая группа рыболовов убеждена, что не стоит переплачивать за японский бренд, в числе которых Suzuki, Yamaha, Tohatsu и ранее упомянутая Honda. Заметим, что в последние годы японские фирмы размещают свое производство в других странах: Малайзии, Китае, Таиланде. Однако при этом японцы не скрывают этого факта.